Откуда взялись живые статуи? Википедия пишет, что они появились на бульваре Рамбла в Барселоне. Но есть у них и предыстория – «живые картины», популярные в средневековье и существующие как жанр пантомимы до сих пор.

В начале XX века наиболее известной исполнительницей живых картин была Ольга Десмонд – танцовщица, педагог и теоретик танца. Своими выступлениями она развила этот жанр и приблизила его к сегодняшним уличным живым скульптурам.

Ольга родилась в Пруссии в 1890 году. Творческий путь начала с работы натурщицей в Берлине, потом попала в труппу артистов, занимавшихся «живыми картинами». Через год, поездив с труппой по разным городам, Ольга занялась постановками самостоятельно. Она основала «Ассоциацию идеальной культуры», которая организовывала «вечера красоты» — шоу с античной тематикой. Сама Ольга выступала там в виде живой статуи Венеры, набелив своё тело, чтобы оно походило на мрамор.

Со временем репертуар расширился. Ольга стала привлекать к своим выступлениям партнеров и не только принимать позы античных статуй, но и показывать небольшие танцевальные композиции. Для скульптур использовались лёгкие одежды, а часто обходились и вовсе без них. Например, свой коронный «Танец мечей» Ольга исполняла, облаченная лишь в пояс и корону.

живая статуя ВенераШоу пользовалось бешеной популярностью, но его часто запрещали в разных странах из-за обнаженности моделей. Дома в Германии представления даже стали предметом разбирательства в Государственной Ассамблее. Сама Ольга считала свое занятие «чистым искусством», красота обнажённого тела была для неё вершиной творчества:

«Я решила разорвать цепи, созданные людьми прошлых столетий, у меня нет стыда и мне нечего стыдиться»

После второй мировой войны Ольга Десмонд оказалась в восточном Берлине и не смогла покинуть его до постройки Берлинской стены. К сожалению, прародительница живых статуй умерла в безвестности в Восточном Берлине. Но нам на память остались её фотокарточки и самый запоминающийся образ — живая статуя Венера.